[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Кинбурн » О Кинбурской косе » Cражение при Кинбурне (Cражение при Кинбурне 1855г.)
Cражение при Кинбурне
PapayДата: Среда, 03.08.2011, 15:12 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
Cражение при Кинбурне
Принятие на вооружение - как армий, так и флотов - орудий, способных вести настильный огонь бомбами, и тенденция к увеличению их калибра, … может считаться сегодня установившейся политикой и практикой всех военных держав Европы.
Майор Делафилд в своем Официальном рапорте, составленном после поездки в Европу в 1854-1856 годах военной комиссии из Соединенных Штатов.

То, что плавучие (бронированные) батареи стали составляющей частью войны на море, следует воспринимать как свершившийся факт, так что чем быстрее Вы устроите, чтобы у Вас было столько же хороших батарей, сколько у французов, тем лучше это будет для Вас.
Сэр Эдмунд Лайонс - Первому Морскому Лорду (Sir Edmund Lions to the British First Sea Lord)

Наверное, самый важный вывод из войны 1854-1855 годов - важность для морской мощи способности быстро использовать самые новые и важные изобретения, которые может дать человеческая изобретательность. Урок, к сожалению, так и не понятый в должной мере Британией до сих пор. Война, тем не менее, привела тем или иным образом ко многим реформам, включая введение продолжительной службы для моряков, строительству броненосцев, развитию мощи орудий.
У. Лэйрд Клоувз, написано в 1901 году

Основные действия войны на Черном море происходили на крымском полуострове.Русские начали войну с турками с уничтожения при Синопе небольшой турецко-египетской эскадры, состоящей из четырех фрегатов и семи корветов, отрядом из шести линейных кораблей, двух фрегатов и трех небольших пароходов. Огонь русских 60-фунтовых бомбических орудий был крайне эффективен, вызывал многочисленные пожары, и турки потеряли 3000 человек и все корабли - за исключением лишь колесного фрегата "Таиф" (Taif), находившегося под командованием англичанина. Это был первый бой, в котором бомбические орудия сыграли решающую роль. Турки располагали лишь двумя такими пушками из 236, тогда как у русских таковых было 76 из 372. Вскоре после сражения Пэксан написал памфлет, опубликованный в Moniteur Universale 21 февраля 1854 года, в котором подчеркнул смертоносную эффективность бомбических пушек.

Бои с применением бомбических пушек случались и до того. Русские использовали их против турок еще в 1788 году, тогда как орудия Пэксана были впервые применены в бою лишь в 1838 году - при Вера Круз (Vera Cruz) в Мексике. Далее они применялись в Турецко-Египетской войне 1839-40 годов. Самый известный из всех имевших место ранее случаев применения бомбических орудий - бой при Экернфьорде (Eckenfjorde) между датским линейным кораблем "Христиан VIII" (Christian VIII) и прусской береговой батареей. "Христиан VIII" погиб в этом бою, но основной причиной его гибели было попадание каленого ядра (ядра, перед заряжанием раскаленного на огне), выпущенного с батареи. Бомбические пушки использовались в этом бою, но их роль была скорее ролью второго плана, хотя время от времени именно им ошибочно приписывают заслугу уничтожения "Христиана VIII".

Но Синоп стал событием, которое вовлекло в войну против России две великие державы. Причиной был и страх перед русской военной мощью, и возложение вины за нарушение перемирия (которого, по сути, и не было) на Россию.

В 1854 году союзники высадились неподалеку от Севастополя - расположенного на Крымском полуострове важнейшего русского морского порта на Черном море, с намерением быстро уничтожить флот и портовые сооружения. Вместо этого началась двухлетняя осада, повлекшая за собой большие потери - причиненные главным образом болезнями, в конце которой русский флот все-таки был затоплен, а порт - разрушен.

Ирония судьбы состоит в том, что в момент пересечения Черного моря союзный флот (британская эскадра состояла в основном из парусных кораблей) был чрезвычайно уязвим для любой атаки, поскольку корабли были буквально забиты перевозимыми войсками. Французские линейные корабли несли каждый по 1800-2000 солдат, и были, таким образом, практически неспособны к бою. Добавив сюда необходимость для союзников прикрывать конвой из нескольких сотен транспортов, можно понять - парусный русский флот мог нанести союзникам удар, способный отодвинуть операцию союзников не меньше чем на год.

С окончанием тяжелой осады союзники начали искать другие способы оказать давление на Россию и заставить ее сесть за стол переговоров. Обсуждались несколько возможных вариантов, но Наполеон III, войска которого составляли основу армии союзников на Черном море, решился на самую ограниченную операцию, наметив ее на вторую половину осени. Эта операция была направлена против форта Кинбурн, и в этой операции новейшее оружие, совершившее революцию в военно-морском деле, впервые показало себя в бою.

После уничтожения турецкой эскадры русскими, в котором решающую роль сыграли разработанные во Франции бомбические пушки, император Наполеон III решил, что линейные корабли не будут эффективны против береговых укреплений. "Эффективность огня бомбических пушек в бою… была полностью осознана таким знатоком артиллерии, как Луи Наполеон" и побудила его отдать приказ о начале разработки броненосных паровых батарей. Он был осведомлен и о французских экспериментах с броней в 1840-х годах, и о предложенном проекте линейного корабля, несущего 90-мм броню, прикрывающую ватерлинию и машинное отделение. Наполеон, хорошо разбиравшийся в вопросах артиллерии, опасался мощи бомбических пушек, и предполагал, что покрытие корабля железом сможет защитить его. Он предполагал, что мощные плавучие батареи с небольшой осадкой будут тем средством, которое позволит нанести поражение русским. Французский флот ставил перед батареями две задачи: помощь в проведении осад и защита берега. Так или иначе, работы начались.

Поторапливаемые Наполеоном, французские конструкторы разработали плавучую батарею с паровой машиной, имеющую небольшую осадку, способную нести мощные пушки и защищенную от бомб и ядер железной броней. Изначально эти корабли предназначались для действий против Кронштадта, но позже были отправлены на Черное море. Этому были две причины. Во-первых, зимой 1854-55 годов Крымская война шла неудачно, Севастополь еще не пал, и союзные войска страдали от болезней и некомпетентности командования. Во-вторых, даже если бы батареи были отправлены на Балтику для уничтожения Кронштадта, то у союзников отсутствовали войска, способные занять эту крепость, поскольку все подкрепления требовались в Крыму для успешного завершения кампании.

Эксперименты с железом в 1854 году показали, что при попаданиях железо само по себе растрескивается и ломается, хотя и может остановить первый снаряд. Но при использовании мощной деревянной подложки удалось получить защиту, непробиваемую имевшимися на тот момент орудиями. В июле 1854 года строительство пяти батарей со 100-мм железной броней пошло полным ходом. Три должны были по завершении строительства быть отправлены на Черное море. Две другие были заложены в расчете на использование их в предполагавшейся на 1856 год кампании на Балтике.

Французы в странном порыве дружеских чувств проинформировали Британское Адмиралтейство о своих достижениях. Они выслали все имеющие значение данные испытаний и оказали англичанам содействие в постройке их собственных батарей. Впрочем, батареи что тех, что других, показали себя под парусами очень плохо.

Англичане заложили пять батарей, но одна была уничтожена пожаром еще во время строительства. Из четырех достроенных две, "Глаттон" (Glatton) и "Метеор" (Meteor) были отправлены на Черное море, а две другие предназначались для кампании в Балтийском море. Британские батареи были несколько быстрее французских, обладали лучшей маневренностью, имели на две пушки меньше, однако оказались построены слишком поздно, чтобы принять участие в сражении при Кинбурне.

Майор Делафилд включил в свой отчет несколько довольно подробных схем, и всю информацию, которую он смог получить о строительстве английских броненосных батарей. Он отмечал, что это были небольшие корабли с невысоким бортом, полными обводами, длиной 172 фута и шириной 43 фута. Палуба прикрывалась мешками с песком, уложенными на ней слоем в три фута толщиной. Довольно любопытно, что он указал неверную толщину брони - 4.5 дюйма вместо реальных 4 дюймов. Также в отчете указывалось, что проведенные в 1854 году в Портсмуте эксперименты показали, что подкрепленная деревянной подложкой броня была способна противостоять огню как бомбических пушек, так и меньших пушек, стреляющих ядрами. Однако 68-фунтовая пушка с зарядом из 16 фунтов пороха, стреляя железным ядром с расстояния 400 ярдов, пробивала броню и 6-7 дюймовую деревянную подложку. Как отмечал Джеймс П. Бакстер (James P.Baxter), попадание чугунного ядра, выпущенного из того же орудия, приводило к растрескиванию плиты и расшатывало ее крепления.

В конце июля - начале августа 1855 года французы отправили три из своих новых броненосных батарей, "Лавэ" (Lave), "Девастасьон" (Devastation), и "Тоннант" (Tonnante) на Черное море. Эти батареи имели водоизмещение 1575 тонн, длину 170 футов, ширину 38 футов и осадку 8.5 футов. Их броневой пояс, равно как и пояс английских батарей, несмотря на иногда встречающиеся указания, имел толщину 4, а не 4.5 дюйма. На каждой было по 16 50-фунтовых пушек, причем они все могли вести огонь на один борт. Броня из кованных железных плит прикрывала весь борт, спускаясь ниже ватерлинии. Под парами они могли развить скорость от 3.5 до 4 узлов. Одна из трех имела "импровизированную бронированную боевую рубку", названную британским контр-адмиралом Эдмундом Лайонсом "заграждением" (safeguard). Они отличались от своих британских аналогов меньшей скоростью, трудностью в управлении, плохой вентиляцией и духотой внутри. Батареи отправились в Черное море на буксире у военных кораблей, и прибыли к месту назначения в конце сентября. Для усиления защиты палубы предложили, было, уложить на палубе мешки с песком, но затем от этой мысли отказались. Однако сама идея использовать песок для защиты броненосцев впоследствии возникла вновь.

Кинбурн располагался между Одессой и Крымским полуостровом, и защищал дельту Буга и Днепра. На Буге располагался важный порт Николаев. До постройки железной дороги, эти две реки являлись важнейшими транспортными артериями в южной России.

Укрепления защищались гарнизоном в полторы тысячи солдат под командованием генерал-майора Коконовича, и состояли из трех частей. Основным укреплением был каменный форт с 50 (по некоторым источникам - 60) пушками, некоторые из которых были расположены в казематах. Также имелись две батареи, укрепленные мешками с песком, с 10 и 11 орудиями. Тяжелых орудий не было, самыми мощными были стандартные 24 фунтовые пушки, стреляющие чугунными ядрами. Батарея Очакова приняла в разыгравшемся сражении очень незначительное участие.

Действия против Кинбурна вели десять линейных кораблей, в том числе шесть английских, 17 английских фрегатов и шлюпов, три французских корвета, 11 мортирных ботов (пять французских и шесть английских), 22 канонерки (12 французских и 10 английских), 10 транспортов имеющих на борту 8000 солдат, и несколько малых кораблей. Эта эскадра направилась к Кинбурну, совершив перед тем ложную атаку против Одессы. Командовали операцией французский вице-адмирал Арман-Жозеф Брюа (Armand-Joseph Bruat) и британский контр-адмирал Эдмунд Лайонс (затем, в начале Гражданской войны в США - британский посол в Вашингтоне). Эскадра прибыла к Кинбурну 14 октября 1855 года.

Воды перед Кинбурном были разведаны перед боем, глубины промерены. Выяснилось, что линейные корабли могли подойти к Кинбурну на расстояние 1200 ярдов, имея два фута под килем. Операцию начали канонерки, пять английских и четыре французских, которые ночью 14 октября прошли под огнем с Кинбурна и Очакова (оказавшимся, впрочем, малоэффективным) к основанию косы и высадили там 15 октября 8000 солдат под командованием будущего Маршала Франции Базена (Bazain). Русский гарнизон оказался, таким образом, полностью отрезан от своих.

На трех французские батареи со специально подобранными для такой операции командами, убрали весь (не такой уж и серьезный) такелаж, и уменьшили высоту труб. Чуть раньше, лейтенант де Раффен (de Raffin) с "Девастасьона", взяв шлюпку, выставил три буя, обозначающих позиции для трех батарей. В ходе этой смелой операции он был убит огнем с форта.

Сражение началось 17 октября, между 8.45 и 9.30, когда батареи заняли свои позиции. По плану, они должны были приблизиться на расстояние 600 метров, но на деле оказалось, что "Девастасьон" стал на якорь в 877 метрах, "Лавэ" в 975 и "Тоннант" - в 1150 метров от русского форта. "Девастасьон" открыл огонь первым - в 9.06, и вскоре к нему присоединились остальные. Преимущество постановки на якорь заключалось в том, что давало дополнительную устойчивость кораблю как орудийной платформе, и позволяло вести более точный огонь. Мортирные корабли, находясь в 2800 футах к югу от форта, также открыли огонь. Все пушки вели огонь с борта, обращенного к неприятелю.

Броненосные батареи вели огонь в течение четырех часов, выпустив за это время 3177 ядер и бомб по русским укреплениям. Когда русский артиллерийский огонь заметно ослаб, к броненосным батареям присоединились подошедшие к форту с тыла канонерки. Их огонь, конечно же, также способствовал победе союзников.

В 12.50 корабль ее Величества "Ганнибал" (Hannibal) занял позицию у оконечности косы, чтобы прикрыть проход французских корветов и английских фрегатов в залив. Его огонь быстро заставил замолчать прикрывавшую косу батарею русских. Фрегаты и корветы направились в залив, заняли свои позиции и открыли огнь в 13.30, непосредственно перед тем, как Форт Кинбурн сдался.

Тем не менее, основные силы тоже приняли участи в бою, начав занимать свои боевые позиции после полудня. Корабль ее Величества "Принцесс Ройал" (Princess Royal) подошла к средней батарее на дистанцию 650 ярдов в 12.30. В течение следующего часа ей в кильватер - оставаясь на дистанции свыше 1600 ярдов от форта - стали три английских и четыре французских линейных корабля, и еще один английский линейный корабль "Сен Жан д'Акр" (St.Jean d'Acre) занял позицию прямо перед ней. Эти корабли, располагавшиеся каждый в 250 ярдах друг от друга, открыли сильный огонь. За 45 минут только один английский "Агамемнон" (Agamemnon) сделал более 500 выстрелов, тогда как поддерживающие линейные корабли фрегаты - по 200-300 каждый.

Данные источников разнятся, но несомненно, что русские прекратили огонь в 13.50, а в 14.10 прекратили огонь и союзники. Русский флаг был сбит, форт и батареи разрушены; русские потеряли 45 человек убитыми и 130 ранеными. Договор о сдаче был подписан в 15.00, и союзники смогли, наконец, занять укрепления.

Джеймс П. Бакстер, суммируя воздействие огня русских на "Девастасьон", располагавшийся ближе прочих к Кинбурну, и попавший под самый ожесточенный обстрел, отмечал:
"Двадцать девять ядер были отражены его четырехдюймовой броней, и тридцать пять пропахали борозды в его мощной дубовой палубе. Одно ядро, тем не менее, проникло внутрь батареи сквозь плохо защищенный люк, и еще два - через орудийные порты, убив двух человек, и ранив тринадцать".

Две другие батареи получили приблизительно по 60 попаданий, но только "Тоннант" потерял ранеными 9 человек. Остальные потери союзников в этот день - двое раненых на "Принцесс Ройал".

Классическим считается описание бомбардировки Кинбурна, сделанное присутствовавшим при ней корреспондентом лондонской "Таймс" сэром Уильямом Говардом Расселом (William Howard Russel) (возведен в рыцарское звание в 1897 году). Вскоре после боя он написал довольно длинную статью, в которой, отражая дух эпохи, описал это событие как переломный момент. Каковым оно и почиталось, пока не было превзойдено боем "Монитора" и "Мерримака".

"Плавучие батареи французов открыли огонь в 9.30, и в течение всего дня их стрельба отличалась точностью и результативностью. Русские с готовностью ответили, и батареи оказались окруженными столбами воды, поднимаемыми русскими ядрами. Успех эксперимента (бронирования плавучих батарей) был совершенным. Они встали на якорь всего в 800 ярдах от русских батарей. Вражеские ядра даже на такой малой дистанции не могли повредить их - ядра отлетали от их бортов, производя эффект не больший, чем пистолетные пули на мишени в тире. Можно было слышать отчетливые удары ядер о борта батарей, и видеть, как они отлетают от них в сторону, с которой они были выпущены, и, потеряв свою силу, падают в воду. На одной из батарей насчитали 63 выбоины от ядер только на плитах одного из бортов - не считая отметин от ядер, скользнувших по палубе, или пробоин в фальшборте, но все повреждения брони свелись к трем выбитым заклепкам".

Флаг-капитан адмирала Лайонса отмечал, описывая воздействие русского огня на французские броненосные батареи, что "бомбы разбивались о них, будто стеклянные", и что французские батареи были "безупречны". Французский вице-адмирал Брюа писал позднее адмиралу Франсуа Альфонсу Гамелену (Francois Alphonse Hamelin), французскому морскому министру:
"Я отношу быстроту, с которой мы достигли победы, во-первых, на счет полного окружения форта со стороны и суши, и на моря, и, во-вторых - на счет плавучих батарей, которые проламывали огромные бреши в крепостных валах и которые, благодаря замечательно точному прицельному огню, оказались способны разрушать прочнейшие стены. Многого можно ожидать от использования этих грозных машин войны…"

Голландский историк Энтони ван Дийк (Anthonie van Dijk) позднее сказал, что "Три французские батареи, … приняв участие в бою, доказали свою несомненную ценность". Франклин Уоллин (Franklin Wallin) сказал о бронировании кораблей, что "это было теоретическим вопросом, но после Кинбурна стало явной необходимостью".

Ясно, что французские паровые броненосные батареи выиграли этот бой, и что именно они явились острием копья, при помощи которого союзники завладели русскими укреплениями. Другие корабли оказали им помощь, но роль их была исключительно второстепенной. Если бы грозные морские силы, как планировалось, отправились бы в 1856 году на Балтику, чтобы уничтожить русскую крепость Кронштадт, то броненосным батареям вновь бы следовало оставить всему прочему флоту лишь нанести "удар милосердия".

Те же самые три французские батареи вновь были введены в строй для войны с Австрией в 1859 году. Но они прибыли к Венеции в тот день, когда Франция и Австрия объявили о прекращении огня. Более никакого участия в военных действиях они не принимали.

Взято з сайта www.almanacwhf.ru
 
Форум » Кинбурн » О Кинбурской косе » Cражение при Кинбурне (Cражение при Кинбурне 1855г.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: